Главная —> Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативная документация
Письмо Минпросвещения России №03-1510 от 14.09.21 (pdf, 248 КБ) // Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Письмо Министерства образования Приморского края № 23/12852 от 20.10.23 (pdf, 1,3 МБ) //О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности
Приказ ПКИРО № 301-А от 09.10.23 (pdf, 1,2 МБ) //Об организации и проведения мониторинга по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Приморского края
Приказ Управления Образования 141-А от 19.09.2023 г "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Чугуевского муниципального округа на 2023/2024 учебный год"
Приказ Управления Образования 151-А от 04.10.2023 г "О проведении диагностических работ по функциональной грамотности обучающихся"
Приказ № 287-А от 25.09.2023 "Об утверждении плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МКОУ СОШ № 5 с. Шумный на 2023-2024 учебный год назначении ответственных"
Приказ № 288-А от 26.09.2023 "О плане-графике открытых уроков и мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в МКОУ СОШ № 5 с. Шумный на 2023-2024 учебный год"
Приказ № 302-А от 06.10.2023 "О проведении диагностических работ по функциональной грамотности обучающихся 8, 9 классов"
Приказ № 319-А от 26.10.2023 "О проведении диагностических работ для учащихся 8, 9 классов по математической, читательской и естественнонаучной грамотности"
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
Программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 5-6 класса
Банк методических разработок по функциональной грамотности
Читательская грамотность |
ФИО |
Класс |
Тема |
Гречко Н.Л. |
5 |
|
Акневская А.А. |
2 |
|
Естественно-научная грамотность |
ФИО |
Класс |
Тема |
Сидорова О.В. |
4 |
|
Гусева В.В. |
3 |
|
Математическая грамотность |
ФИО |
Класс |
Тема |
Маркова Д.Р. |
7 |
|
Чешко А.В. |
1 |
|
Финансовая грамотность |
ФИО |
Класс |
Тема |
- |
- |
- |
Креативное мышление |
ФИО |
Класс |
Тема |
- |
- |
- |
Глобальные компетенции |
ФИО |
Класс |
Тема |
- |
- |
- |